Global network of independent firms Телефон: (843) 518-05-81, факс: (843) 555-60-67

PKF ФБК Поволжье

Качество, проверенное временем

подробнее

PKF ФБК Поволжье

Почему нас выбирают ...

подробнее

PKF ФБК Поволжье

Услуги

подробнее

PKF International

Global expertise with local knowledge

подробнее

Более 28 лет успешной работы на аудиторском рынке

Опубликована статья Никифорова С.Л. "Что влияет на качество аудита"

Что влияет на качество аудита


Говоря о факторах, влияющих на качество аудита можно много интересного и полезного рассказать о том, какая должна быть система внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации и какие должны быть требования к внутреннему контролю качества аудита. Понимание существующей разницы между этими двумя определениями уже дает аудитору неплохие шансы на обеспечение высокого качества оказываемых им услуг.


Но поговорим о другом, о том, что лежит за рамками профессиональной сферы, но, насколько я могу судить из своего более чем 20 летнего профессионального опыта работы в аудите, оказывает значительное влияние на качество аудита.


Во-первых, изначально круг объектов, подлежащих обязательному аудиту, был неоправданно расширен. В этот круг попали те организации, кому аудит в соответствии с требованиями стандартов был нужен, извините, как зайцу курево – различные мелкие ГУПы, МУПы, предприятия малого бизнеса. В лучшем случае, данным организациям требовались различные консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, ну, может быть, какие-нибудь семинары. На такой вот спрос и рождались соответствующие предложения от определенной категории аудиторов – подешевле и попроще. Здесь уже, конечно, было не до аудиторских стандартов.


При отсутствии  какого-либо реального внешнего контроля качества возникла достаточно обширная зона псевдоаудита, с соответствующим уровнем ценообразования, формированием у клиентов искаженного представления об истинных целях аудита, об объеме и составе работ, выполняемых при его проведении. Зачастую для клиента, при такой формальной востребованности аудиторского заключения, не было никакой разницы кто и какой аудит будет делать. Главное – подешевле, с выдачей соответствующей «бумаги».


Капля терпения переполнилась, когда начался процесс массового перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения. Конечно, трудно было себе представить куда пойдет с аудиторским заключением заведующий детским садиком или директор дома престарелых и инвалидов? В банк за кредитами или прямиком на LSE?


Я сам участвовал в организации проверок автономных учреждений по заданию госорганов и проведении анализа перехода бюджетных организаций в автономии и могу с полным убеждением сказать, что автономии остро нуждались в консультациях и в обучении, но только не в аудите в соответствии с требованиями стандартов.


В медицинской практике бывают случаи, когда ради спасения жизни больного приходится идти на ампутацию какой-то части тела. То же самое произошло и в ситуации с критериями обязательности аудита. Даже депутатам Госдумы стала понятна абсурдность навязывания аудита тем, кому он объективно не был нужен и в результате в 2010 году был принят 400-ФЗ, существенно повышающий вышеуказанные критерии.


Как и больному, которому после ампутации конечности достаточно сложно скакать и прыгать, так и аудиторскому рынку необходимо еще какое-то время, чтобы полностью прийти в себя после ампутации зоны, в которой зарождался тот самый некачественный аудит, который никому не был нужен, кроме определенной части аудиторов. Хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что многие из тех, кому отменили обязательность аудита, продолжили работу с аудиторами, но уже как с консультантами.
Вторым фактором, также крайне негативно в течении ряда лет влияющим на качество аудита, стала обязательность конкурсного отбора аудитора по 94-ФЗ. Вообще-то трудно придумать большую глупость, чем подтащить под 94-ФЗ оказание услуг, не имеющих материального характера и характеризующихся отсутствием осязаемых параметров качества, которые нельзя заказчику ни замерить, ни проверить. К тому же и многих заказчиков аудита устраивал до определенного момента принцип «чем дешевле, тем лучше» и мало волновал тот факт, что в таких условиях стоимость аудита можно снижать только за счет его качества.


Робкие попытки аудиторов повысить в критериях, установленных законом, удельный вес качества с 20%, до 40% (аналогично экспертным услугам) наталкиваются на решительный отпор всевозможных инстанций, не желающих портить абсолютное совершенство и логическую завершенность 94-ФЗ. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Законодатель поручил Росфиннадзору осуществлять контроль качества аудита общественно значимых предприятий (тех самых, по которым проводятся конкурсы по 94-ФЗ). И вот с 2012 года этот процесс пошел.


Безусловно, на фоне того безобразия, которое сложилось на рынке аудита в результате применения 94-ФЗ, для ряда аудиторских организаций в 2012 году может наступить конец света, и хотя бы в этом частично сбудется предсказание древних майя.


Да и как ему не наступить, если имелись случаи, когда конкурсы выигрывались за 2% от начальной цены? Какое уж тут качество аудита.


Так что, на мой взгляд, аудиторскому сообществу необходимо наладить конструктивное взаимодействие с Росфиннадзором, учитывая, что цели с ним у добросовестных аудиторов пересекаются. А эти цели позвольте сформулировать следующим образом – формирование рынка аудиторских услуг, основанного на принципах добросовестной конкуренции, неуклонного соблюдения стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики и правил независимости. И не будем забывать еще возможный косвенный эффект от работы Росфиннадзора. Его работа потенциально может значительно повысить эффективность внешнего контроля качества аудита проводимого СРО.


В ближайшее время все более будет обостряться, в связи с идущим процессом концентрации рынка аудиторских услуг, проблема со сроками сдачи бухгалтерской отчетности, в состав которой входит аудиторское заключение.


С точки зрения клиента идеальный вариант проведения аудита – это в один этап, в марте, до 1 апреля.
А с точки зрения построения аудиторского бизнеса – это абсолютно нереально.
Где взять столько аудиторов в марте? Что эти аудиторы будут делать и на что жить оставшиеся 11 месяцев?


В нормальных странах, как их называют злые языки, финансовый год начинается с даты регистрации компании и проблем у аудиторов в принципе не возникает. А мы долго еще будем страдать от этого рудимента советской плановой экономики – единообразного начала и завершения финансового года? Любой аудитор скажет, как ни договаривайся с клиентом, в любом случае получаешь запарку в первом квартале, когда меньше всего думаешь о качестве аудита и томительное безденежье с мая по август.


Перспектив решения этой проблемы похоже нет и она скоро, наверное, станет в ближайшем будущем основной проблемой российского аудита, негативно влияющей на его качество.


Еще одна проблема, влияющая на качество аудита – это т.н. реформа ЕСН, последствия которой для аудиторского бизнеса еще только предстоит оценить. Особо губительна эта «реформа» окажется для малых аудиторских организаций доля которых на рынке составляет, по данным Минфина России, 88%. Как правило, все они работали на «упрощёнке» и повышение отчислений от фонда оплаты с 14% до 34% при удельном весе зарплаты в 70 – 80% - это просто убийственно.


Убийственно это также в перспективе и для качества аудита в этих организациях по причине того, что они фактически лишились средств на развитие и прежде всего на развитие собственного персонала. Ведь именно квалификация персонала является одним из важнейших условий обеспечения качества в аудите. А мы опять сталкиваемся сегодня с тем, что уровень зарплаты проверяющих (аудиторов) стал существенно отставать от уровня зарплаты проверяемых (тех же главных бухгалтеров их клиентов).


Самое примечательное здесь то, что надо быть готовым к тому, что страховые взносы в социальные фонды для аудиторских организаций и в 2012, и в 2013 году пересматриваться не будут. А в 2014 году взносы будут для всех одинаково высокими, без всяких льгот.


Так что придется уважаемые аудиторы цены поднимать, чтобы обеспечить качество аудита, соответствующее всем требованиям. Сложнее всего придется региональным аудиторским организациям. Слишком велика разница в стоимости услуг не только между столицей и регионами, но даже и между самими регионами.


И вот здесь как раз и появляется очередная проблема в обеспечении качества аудита. Это наши с вами коллеги – аудиторы, которые демпингуют, пытаясь снижением цены скомпенсировать отсутствие необходимых профессиональных навыков и опыта. К сожалению и некоторые клиенты используют таких аудиторов как пугало, сбивая цены тем аудиторам, с которыми все-таки предпочитают работать. По себе знаю, как сложно работать на рынке, когда у конкурентов нет никаких доводов для клиента, кроме как – «а мы дешевле, чем …».


Слишком много, к сожалению, на рынке таких аудиторов «эконом-класса», некоторые из которых, вероятно, недостаточно четко понимают, как определяется качество в аудите и слишком велико пока еще их давление на ценообразование. Только реальный внешний контроль качества и реальная востребованность заказчиков в качественном аудите может изменить ситуацию на аудиторском рынке.
Представляется, что совокупность всего происходящего сегодня на рынке аудита приведет к резкому сокращению количества аудиторских организаций и, прежде всего, за счет аудиторов «эконом-класса». Если все это приведет к такому же резкому росту качества аудита, возможно в этом и есть какой-то смысл.

С.Л. Никифоров
Генеральный директор ФБК Поволжье
Член Совета НП «Институт профессиональных аудиторов»

Вернутся назад

Основной контакт

Абязова Юлия 

Исполнительный директор

тел.: +7 (843) 555-60-67

E-mail: acg-pkf@mail.ru

25 лет успешной работы на рынке аудита и консалтинга

Последние новости

28.09.2020

26 сентября 2020 года в КРК Пирамида состоялось торжественное заседание в честь 10-летней годовщины со дня создания Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан

26 сентября 2020 года в КРК Пирамида состоялось торжественное заседание в честь 10-летней годовщины со дня создания Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан

31.01.2020

Кто будет аудировать предприятия, находящиеся в собственности Татарстана?

Сергей Никифоров для Бизнес-Онлайн: "Кто будет аудировать предприятия, находящиеся в собственности Татарстана?", 31 января 2020 года.

Свяжитесь с нами

Вам необходимо получить дополнительную информацию по услугами и их стоимости? Оставьте свои контакты, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Оставить заявку

Мы находимся по адресу:
420080, г. Казань, проспект Ямашева, 10
Схема проезда
Телефон: (843) 564-53-74         Факс: (843) 555-60-67